Разница эмпатии и сострадания
Эмпатия – это способность разделять чувства других.
Эмпатия позволяет резонировать как с положительными, так и с отрицательными чувствами других — таким образом, мы можем чувствовать себя счастливыми, когда опосредованно разделяем радость других, и мы можем разделять опыт страдания, когда сопереживаем кому-то, кто испытывает боль. Главное, в состоянии эмпатии чувствуешь с кем-то, но не путаешь себя с другим; то есть человек все еще знает, что эмоция, с которой резонирует один, является эмоцией другого.
Если этого различия между собой и другим нет, мы говорим об эмоциональном заражении, предшественнике эмпатии, которое уже присутствует у младенцев.
В отличие от эмпатии, сострадание не означает разделения страданий другого: скорее, для него характерны чувства тепла, участия и заботы о другом, плюс сильная мотивация улучшить благополучие другого.
Сострадание — это чувство к другому, а не чувство вместе с ним.
Чем эмпатия и сострадание отличаются с точки зрения нейронауки
Сострадание и эмпатия имеют тенденцию активировать разные и в некоторых важных отношениях противоположные аффективные и когнитивные процессы.
Обучение эмпатии повышает эмпатическую заботу, понимание перспективы и способность разделить эмоции другого человека (Singer & Lamm, 2009). Однако, наблюдая чужое страдание, участники могут испытывать эмпатический (личностный) дистресс в виде негативных эмоций, поведения избегания и выгорания, особенно если у участников недостаточно развит навык дифференциации себя от других людей (Klimecki et al., 2014).
Обучение состраданию включает в себя чувствительность к страданию другого, но не обязательно разделение его эмоционального опыта. Люди, которые проходят обучение состраданию, могут проявлять большую эмпатию и испытывать негативные эмоции, но сострадание также сопровождается позитивными эмоциями, связанными с намерениям облегчения страдания, сближением и помогающим поведением (Klimecki, Leiberg, Ricard, & Singer, 2014).
Эта разница между эмпатией и состраданием натолкнула Климецки, Сингера и их коллег на мысль, что, возможно, эти разные типы обучения могут привести к разным паттернам мозговой активности.
Сравнивая обучение эмпатии и обучени состраданию, Klimecki et al. (2014) стремились выяснить, какие паттерны активности мозга связаны с тем или иным типом обучения. Обнаружение разных паттернов неврологической активации могут помочь объяснить разницу эмоциональных и поведенческих результатов каждого типа обучения.
На нейронном уровне краткосрочная тренировка эмпатии увеличивала активацию сигналов при фМРТ в передней островковой доле и в медиальной передней поясной коре по сравнению с тренировкой сострадания и контрольной группой, в которой участники прошли тренировку памяти. Они также обнаружили повышенную активность в височной извилине, дорсолатеральной префронтальной коре, островковой крышке и частях базальных ядер (задней скорлупе и головке хвостатого ядра).
Климецкий и др. (2014) отметили, что это сочетание структур мозга включает матрицу боли, которая активируется, когда человек испытывает боль или видит, как другие люди испытывают боль. Повышенная активность дорсолатеральной префронтальной коры и средней височной извилины может быть связана с управлением дистрессом, поскольку обе области важны для регуляции эмоций и боли.
В то же время тренировка сострадания, привела к увеличению активности на фМРТ в медиальной орбитофронтальной коре, прегенуальной передней поясной коре и полосатом теле, включая - прилежащее ядро вентрального полосатого тела.
Климецки и соавт. отметили, что эти области неизменно связаны с позитивными эмоциями, вознаграждением и удовольствием, которых можно ожидать и от обучения состраданию (Klimecki et al., 2013, 2014).
Учитывая, что при непосредственном сравнении с тренировкой эмпатии, тренировка сострадания привела к меньшей активации медиальной передней части поясной извилины и островковой доли и большей активации медиальной орбитофронтальной коры, прегенуальной передней поясной коры и прилежащего ядра, результаты показывают, что разные типы обучения медитации по-разному влияют на реакцию мозга на стрессовые раздражители.
Представленная ниже иллюстрация ни в коем случае не является исчерпывающей, но она основана на том, что мы знаем из современных исследований в области обучения эмпатии и состраданию. Она иллюстрирует модель эмпирических данных, связанных с исследованиями нейронауки обучения состраданию.
Эта схема представляет обзор корковых (например, дорсолатеральная префронтальная кора, нижняя лобная извилина, медиальная орбитофронтальная кора, височная извилина, верхняя височная борозда и височно-теменной переход), глубоких (например, островковая доля и миндалевидное тело), подкорковых (например, прилежащее ядро, полосатое тело и вентральная область покрышки) и срединных структур мозга (например, медиальная передняя часть поясной извилины, прегенуальная передняя поясная кора и дорсомедиальная префронтальная кора), задействованных в обучении эмпатии и состраданию на основе данных ЭЭГ и фМРТ.

На рисунке видно, что и обучение эмпатии, и обучение состраданию затрагивают почти одни и те же области мозга. Разными видами пунктира обозначены корковые (—), глубинные (— · · —), подкорковые (− − −) и срединные корковые (······) структуры.
В большинстве областей наблюдается увеличение мозговой активности (↑), в некоторых — снижение (↓), а в двух областях — более высокая связь/связь (↔), в зависимости от того, оценивалось ли в исследовании обучение эмпатии (Emp) или состраданию (Comp).
Для того, чтобы упростить понимание, можно сгруппировать области мозга на основе их взаимодействия, эмоций и поведения, в которых они обычно задействованы.
Например, островок и медиальная передняя часть поясной извилины являются частью нейросети, которая отвечает за восприятия и управления болью.
Медиальная орбитофронтальная кора, прегенуальная передняя поясная кора, вентральная область покрышки и прилежащее ядро включены в нейросеть, которая регулирует вознаграждение, удовольствие и положительные эмоции.
Дорсолатеральная префронтальная кора и височно-теменной переход связаны с ментализацией (когнитивной способностью человека делать выводы об убеждениях, намерениях и мыслях других людей) или размышлениями о психических состояниях других, что также называется теорией разума (Mascaro, Rilling, Negi, & Raison). , 2013; Венг и др., 2013).
Обзор анатомических и функциональных взаимосвязей необходим для понимания того как различные виды ментальных тренировок могут по-разному влиять на активность мозга и, в свою очередь, изменять наши эмоции, способ познания и поведение.
Klimecki (2015) и Mascaro, Darcher, Negi и Raison (2015) рассмотрели различные модели активности мозга, связанные с обучением эмпатии и состраданию, при этом д-р Klimecki предположила, что конкретный тип обучения эмпатии или состраданию определяет функционирование двух антагонистических систем структур мозга.
Обучение эмпатии склоняет чашу весов в сторону одной системы, в то время как обучение состраданию склоняет чашу весов в пользу антагонистической системы.
Предполагается, что эти изменения лежат в основе наблюдаемых в исследованиях различий эмоционального состояния и поведенческих реакций участников того или другого тренинга.

В то же время, нужно помнить, что ученым пока удалось обнаружить только корреляционные связи. Ни одно из исследований прямо не показало, что искусственное повышение активности медиальной орбитофронтальной кора, прегенуальной передней поясной коры и вентрального полосатого тела при одновременном снижении активности левой и правой островковой доли и передней медиальной поясной коры вызовет состояние сострадания, которое будет сопровождаться положительными эмоциями и снижением отрицательных эмоций.
Была показана только корреляционная связь, которая предполагает, что этот эффект может быть возможен, но причинно-следственная связь между отдельными профилями мозговой активности и отдельными когнитивными и эмоциональными состояниями напрямую не установлены.
Какие практические выводы мы можем сделать из этой занимательной теории?
С учетом того, что эмпатия, похоже, связана с активизацией нейросети, отвечающей за восприятие и управление болью, эмпатическое разделение чужого страдания может приводить к дистрессу. Его принято называть эмпатический дистресс.
Такая форма общего дистресса может быть особенно сложной для людей, работающих в помогающих профессиях, таких как врачи, психологи, консультанты, доулы – все, кто постоянно сталкивается со страданием других людей. Чтобы предотвратить чрезмерное разделение страдания, можно реагировать на страдания других с состраданием.
И сострадание, и эмпатия появляются из первичного эмпатического ответа, но, как мы видели выше, по-разному связаны с активизацией и торможением многих зон головного мозга. Исходя из этого, последствия, к которым могут привести эмпатический дистресс и сострадание, тоже отличаются.

Эмпатия связана с нашей общей способностью резонировать с эмоциональными состояниями других людей независимо от их валентности — положительной или отрицательной, эмпатический дистресс является сильной отталкивающей и ориентированной на себя реакцией на страдания других, сопровождаемой желанием выйти из ситуации для того, чтобы оградить себя от чрезмерных негативных чувств.
Эмпатический дистресс приводит к негативным чувствам и связан с уходом в себя. При хроническом переживании эмпатический дистресс, скорее всего, приводит к негативным последствиям для здоровья.
Сострадательные ответы основаны на позитивных, ориентированных на других людей чувствах. Оно, в отличие от эмпатии, связано с чувством беспокойства о страданиях другого человека, которое сопровождается мотивацией помочь. Как следствие, это связано с поведением приближения и просоциальной мотивацией.
Исследования Дэниела Бэтсона и Нэнси Айзенберг в области социальной психологии и психологии развития подтвердили, что люди, которые чувствуют сострадание в той или иной ситуации, помогают чаще, чем люди, страдающие от эмпатического дистресса. Кроме того, работа Дэниела Бэтсонса показала, что степень сострадания людей может, например, возрасти, если участникам открыто дать указание чувствовать вместе с целевым человеком.
Интересно, что способность сочувствовать другому человеку является не только свойством человека или ситуации, ее можно целенаправленно тренировать.
В ходе исследований была обнаружена пластичность адаптивных социальных эмоций, что открывает много возможностей для целенаправленного развития адаптивных социальных эмоций и мотивации, что может быть особенно полезно для лиц, работающих в помогающих профессиях или в стрессовых условиях в целом.
Можно ли научиться эмпатии и состраданию?
Исследование показало, что несколько дней обучения эмпатии привели к увеличению активации островковой доли и передней средней поясной коры, а также к увеличению негативного аффекта, о котором сообщали сами люди. Напротив, последующее обучение состраданию у тех же участников могло обратить этот эффект вспять, уменьшив негативный аффект и усилив положительный аффект.
Краткосрочная тренировка сострадания в течение нескольких дней была способна усилить положительный аффект и активацию нейронной сети, обычно связанной с положительными эмоциями (охватывающей медиальную орбитофронтальную кору и полосатое тело; рисунок 3B). Это открытие подчеркивает податливость социальных эмоций, поскольку показывает, что краткосрочная тренировка сострадания в течение нескольких дней может стимулировать положительные чувства и связанную с ними активацию мозга, даже когда люди вступают в контакт с дистрессом других людей.
Таким образом, сравнение влияния обоих режимов обучения на наблюдаемую функциональную пластичность мозга указывает на то, что обучение эмпатии и состраданию действительно вызывало изменения в дифференциальных сетях мозга, связанных с противоположными паттернами переживаемого аффекта.
Источники
Когнитивно-поведенческий психолог, mindfulness тренер
Дружественный грудному вскармливанию, совместному сну и естественному родительству
Записываясь на прием, вы соглашаетесь с правилами работы
КОНТАКТЫ
- г. Москва
- Режим работы: 9:00-20:00 пн - сб, tg: @mamavnorme
© Психолог Ольга Родичева © Фото Наталья Ильина