Поговорим про самостоятельное засыпание

Приучение к самостоятельному засыпанию - это обычный поведенческие тренинг. Когда за нужное поведение выдаётся позитивное подкрепление, за "неправильное" - негативное или игнорирование как вариант негативного.
Всё поведенческие тренинги пришли к нам из бихевиоризма Скиннера. Ничего сверхъестественного в них нет, даже крыс так можно "тренировать". Нажала на правильный рычаг - получи еду, на неправильный - удар током. Есть масса исследований, доказывающих, что поведенческие методики работают. Но те же исследования показывают, что у них есть и ограничения:

1. Выученные при такой чисто внешней мотивации навыки (когда нет никакой внутренней мотивации) остаются устойчивыми только до тех пор, пока за "правильное" поведение выдаётся позитивное подкрепление, а за "неправильное" - негативное. Сами по себе навыки не стойкие и без подкрепления быстро разрушаются.
Именно поэтому все методики СЗ требуют от родителей быть последовательными и ни в коем случае не отступать от выбранной стратегии поведения.
2. Навыки разрушаются при изменении системы: внутренней или внешней среды.
Вырос ребёнок - изменился ультрадиадный ритм, полезли зубы, очередной возрастной кризис... - изменилась внутренняя среда.
Переехали, изменился распорядок жизни, папа/мама стали позже/раньше приходить с работы, приехала/уехала бабушка, пошел в детский сад... - изменилась внешняя среда. Кому и какого изменения будет достаточно, чтобы навык съехал - зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.

3. Специфическая проблема большинства методик СЗ - позитивное подкрепление отсутствует. В этих условиях сложно сохранить тёплое отношение со стороны объекта воздействия к субъекту.
Проще говоря, животные начинают демонстрировать явную агрессию к своему мучителю, пока страх и выученная беспомощность не парализуют их.
Дети биологически запрограммированны так, что ненавидеть своих родителей им практически невозможно, но это не значит, что они не испытывают негативных эмоций. Скорее всего, эти эмоции будут вытеснены в бессознательное, и хорошо, если этот выросший ребёнок во взрослой жизни дойдёт до психотерапевта.

Маленький кусочек с семинара "Когнитивно-поведенческая терапия инсомнии"
Вопрос: Можно ли с помощью жестких поведенческих техник через плач научить спать ребенка младенческого или раннего возраста?
Ответ: Это как тугое пеленание раньше было способом засыпания. Как собаки Павлова - если их в станок ставить - у них торможение возникало. Конечно, эффект (сон) мы здесь будем получать, но какой ценой?
То есть ценой, что здесь будет психотравма у ребенка, и в последующим нам или нашим коллегам придется заниматься психотерапией таких пациентов достаточно длительной.
Поэтому, конечно, не путем такой аверсивной* терапии стоит работать с детьми и не путем их изоляции, игнорирования или наказания, это всё, конечно, вне психотерапевтического контекста.
Это такая форма наказания скорее, чем терапия.
Было популярно по Споку когда-то и "дети Спока" могут рассказать как им было "хорошо" тогда (грустный смех), хотя эти методики существуют до настоящего времени.
Нужно смотреть катамнез** - а что дальше? Спать то стал, но дергается во сне... Расшифровка аудио ответа. Отвечал Ковпак Дмитрий Викторович, Президент  Ассоциации когнитивно-поведенческой Психотерапии (АКПП), Вице-президент Российской  Психотерапевтической Ассоциации, к.м.н., доцент СЗГМУ им. И.  И.  Мечникова

* АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio — отвращение) — общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится к методам бихевиоральной терапии (см. Модификация поведения). А. т. применяется, как правило, при коррекции т. н. девиантного поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а) лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.: аметин, апоморфин, антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных соматических ощущений, но в сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к головокружению, рвоте и пр.); б) весьма чувствительный, хотя и не представляющий опасности для здоровья и жизни удар электрическим током, внезапный громкий шум и т. п.
Отношение к данному методу лечения неоднозначное. Считается, что данный  метод обладает относительно низкой эффективностью и далеко не всегда  может обеспечить избавление от зависимости. Также крайне тяжёлые  вегетативные проявления, необходимые для полноценного курса терапии,  отрицательно сказываются на здоровье и качестве жизни больного.
** Катамнез - вся медицинская информация о пациенте, собираемая однократно или многократно по окончании первичного наблюдения над ним.

Встречи проходят On-line (в приложении zoom)

Когнитивно-поведенческий психолог, mindfulness тренер

Дружественный грудному вскармливанию, совместному сну и осознанному родительству
Записываясь на прием, вы соглашаетесь с правилами работы
КОНТАКТЫ
  • г. Москва
  • Режим работы: 9:00-20:00 пн - сб, tg: @mamavnorme
© Психолог Ольга Родичева © Фото Наталья Ильина