Почему для высокочувствительного ребенка важно валидирующее окружение?
Почему для высокочувствительного ребенка (ВЧР) так важно валидирующее окружение?
Там, где ребенок с обычным типом нервной системы адаптируется к требованиям со стороны родителей контролировать свои эмоции, у ВЧР повышается риск развития пограничного расстройства личности (ПРЛ).
Высокая чувствительность не редко является частью эмоциональной уязвимости, у которой есть биологические предпосылки. Привет генетике, особенностям развития плода, сильным стрессам во время беременности (никто на самом деле не знает точного перечня факторов, которые надо отменить, чтобы ее избежать).
⠀
У эмоционально уязвимых детей (и взрослых) есть 3 особенности:
1. Высокая чувствительность. Они быстро реагируют на события, и им мало надо, чтобы оказаться фрустрированным. Другими словами, мимо чего человек с обычной чувствительностью пройдет спокойно, высокочувствительного человека серьезно вынесет.
2. Эмоциональная интенсивность. Их чувства отличаются чрезвычайной силой, их ощущение мира драматично. Чем выше эмоция, тем сложнее им отвлечься от события, ее вызвавшего, на что-то другое.
3. Медленное возвращение к исходному эмоциональному состоянию. Эмоции не проходят быстро. Они долго приходят в себя. Иногда очень долго.

Если такой ребенок попадает в инвалидирующее окружение, то ко взрослому возрасту у него может развиться дисфункция системы эмоциональной регуляции в виде ПРЛ.
⠀
Инвалидирующая окружение – это бесчувственное к потребностям ребенка окружение, где его переживания не признаются, игнорируются, а за проявление эмоций наказывают.
В хаотических инвалидирующих семьях детям уделяют мало времени или внимания, их потребности вообще не берутся в рассчет.
В перфекционистских не допускают проявления отрицательных эмоций со стороны детей и отказывают им в сопереживании их чувств.
Но и жизнь в типичной западной семье (характерной для западной культуры), где от ребенка требуют контролировать свои чувства, для эмоционально уязвимого человека может стать риском развития ПРЛ.
От родителей выращивание такого ребенка требует очень много ресурса на поддержку и валидацию. Им приходится:
- учить определять свои эмоции
- учить изменять и регулировать эмоции, а не подавлять их
- учить справляться со стрессом
- учить ставить реалистичные цели
- адекватно реагировать на эмоции ребенка, не игнорировать их, не ждать, пока ребенок дойдет до истерики (и уж тем более не обучать методом «дать проплакаться»)
- учить опираться ребенка на свои чувства и потребности вместо «мама, я замерз? – нет, ты хочешь кушать»
⠀
Как это делать?
Ничего нового – своим примером, пока дети совсем малыши. Потом вместе с ними, и затем постепенно передавать им возможность действовать самостоятельно.
Значит ли это, что родители должны ничего не делать с эмоциями ребенка? – Нет.
Важно не обвинять ребенка за его эмоции и не наказывать за сильные чувства, но нельзя идти у них на поводу – получим ребенка-тирана, который так же не умеет регулировать свои эмоции, как и ребенок, которому запрещали их проявлять.
⠀
Две основных задачи родителей в отношениях с эмоционально уязвимым ребенком на протяжении всех лет взросления:
1. Помогать и обучать экологично выражать свои эмоции, учиться ослаблять неадаптивное, заряженное эмоциями поведения (кусаться, драться, валяться в истерике, кидаться игрушками и т.п.)
2. Учиться доверять своим эмоциям, опознавать их «на подлете», а не когда уже накроет, признавать их значимость, доброжелательно относиться к себе.
Третья задача – научиться это все делать с собой, чтобы смочь научить ребенка, так как по незнакомой тропе очень сложно быть проводником.
⠀
С благодарностью Марше Линехан за ее книгу "КПТ ПРЛ"
Когнитивно-поведенческий психолог, mindfulness тренер
Дружественный грудному вскармливанию, совместному сну и осознанному родительству
Записываясь на прием, вы соглашаетесь с правилами работы
КОНТАКТЫ
- г. Москва
- Режим работы: 9:00-20:00 пн - сб, tg: @mamavnorme
© Психолог Ольга Родичева © Фото Наталья Ильина