Навык самостоятельного засыпания как динамический стереотип
Когда говорят о приучении к самостоятельному засыпанию как формированию динамического стереотипа, некоторые консультанты по сну и им сочувствующие путают или намеренно или преднамеренно забывают рассказать, что понятий динамического стереотипа в психологии два, причем кардинальным образом отличающихся друг от друга.
1. Динамический стереотип – это устойчивый индивидуальный комплекс _безусловно_ рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно-тонических функций (ходьба, потягивание, удержание равновесия, падение на 4 лапы)))
Безусловный рефлекс - это врожденная, наследуемая потомством от родителей стереотипная реакция организма на воздействие внутренней или окружающей среды, осуществляемая при посредстве нервной системы и не требующая специальных условий для своего возникновения.
Важно, что безусловные рефлексы:
- врожденны и постоянны
- сохраняются в течение всей жизни или отмирают за ненадобностью вне зависимости от наших усилий (как сосательный рефлекс).
Такой динамический стереотип невозможно сформировать, он или есть, или нет (то есть ни научить, ни удовлетворить, ни насытить невозможно).

2. Динамический стереотип по Павлову - определенная последовательность привычных действий, закрепленная при помощи функциональных связей и _условных_ рефлексов.
Когда условно-рефлекторная цепь сформирована, уже не нужно воспроизводить ее всю, чтобы вызвать запрограммированную ответную реакцию. Достаточно применить первый сигнал - и цепь рефлексов последует в автоматическом порядке. Подробности читайте в работах Павлова, только ленивый не слышал про его несчастных собак, хотя животных там пострадало гораздо больше и разнообразнее.
Установленную на подопытных животных закономерность академик перенес на человека, приводя в доказательство, что у всех нас есть привычный образ жизни.
Важно, на что обратил внимание товарищ Павлов, и что все студенты психологи проходят на первом курсе – стереотипы изменяются долго и сложно. У слабых или истощенных животных выработка новой последовательности действий, как и поломка (невозможность осуществления) стереотипа может вызвать невроз (во временя Павлова такой диагноз еще существовал).
Но люди бы не были людьми, если бы не умели изменяться и приспосабливаться. Да и любые живые организмы тоже. Те, кто не умел – давно вымерли. Поэтому, естественно, система подвижна и изменяема. Под воздействием внешней среды эти динамические стереотипы меняются. Неактуальные условно рефлекторные связи отмирают, новые – закрепляются.
А есть еще социальный стереотип, о котором почему-то стыдливо молчат.
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ объекта социального - группы, человека, событии, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Термин введен американским журналистом Липманом.
Социальные стереотипы не всегда плохи. Они позволяют нам быстро принимать решения в непонятных ситуациях. Новые социальные стереотипы чаще всего адаптивны и эволюционны, они помогают быстрее учиться новому.
Но со временем они закостеневают и приобретают ригидность и реакционность, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя взаимодействие межличностное.
Именно властью устоявшихся социальных стереотипов пользуются консультанты по сну в своей манипуляции родителями, заставляя их испытывать чувство вины, что бедного деточку до сих пор не приучили ради блага ребенка, и обещая кары небесные и земные.
«Хороший» ребенок – спит, ест, занимает сам себя. Просит мамину помощь и поддержку там, где не справляется сам (а младенец почти нигде не справляется сам, так природа устроила, расплачиваемся за большой мозг и прямохождение вкупе, если верить теориям ученых) – «плохой» ребенок, надо срочно исправлять.
Но давайте будем честны сами с собой. Исправлять как? Научением или дрессурой?
Исправлять, формировать, учить и т.п. безусловные рефлекторные связи бессмысленно. На то они и безусловные.
Формировать цепочки условных рефлекторных действий можно. Но можно ли это назвать приучением или научением? Павлов своих собак учил ли? Читали ли вы критику теории Павлова в части механистического переноса результатов его экспериментов на животных на людей?
Когнитивно-поведенческий психолог, mindfulness тренер
Дружественный грудному вскармливанию, совместному сну и осознанному родительству
Записываясь на прием, вы соглашаетесь с правилами работы
КОНТАКТЫ
- г. Москва
- Режим работы: 9:00-20:00 пн - сб, tg: @mamavnorme
© Психолог Ольга Родичева © Фото Наталья Ильина