Где у него кнопка?!

"Почините ребенка" - самый популярный запрос к детскому (возрастному) психологу: - ребенок грубит дедушке, сделайте так, чтобы не грубил
- подросток ничего не хочет и не делает, а скоро "святой" ЕГЭ, сделайте, чтобы срочно определился, что сдавать и начал готовиться
- 5-летка дерется, надо, чтобы перестал
- первоклашка бесит и постоянно отвлекается, как развить внимательность и заставить слушаться
- 2-летний ревнует к младшей сестре и пытается ее ударить, как ему объяснить... И далее, и далее, и далее... Во всех этих случаях я либо отказываюсь брать ребенка в терапию вообще, либо предлагаю сначала хотя бы одному родителю пойти в терапию.
Поведение ребенка - это верхушка айсберга. Это симптом. Как высокая температура. Можно сбить симптом. Пройдет ли от этого заболевание? Не факт.
Симптом этот не с неба свалился. Он появился как способ адаптации в этой конкретной семье с этими конкретными взрослыми людьми вокруг. Нет, не потому, что родители плохие или не умеют воспитывать детей. У родителей и других родственников, живущих вместе с ребенком, тоже есть багаж своей жизни. И этот багаж "фонит" на детей. Родители этот "эфир" в большинстве случаев даже не осознают.
Ну ок, предположим, я найду свою волшебную палочку и продам подростку выгоды раннего самоопределения, 5-летку обучу навыкам ненасильственного общения, с первоклашкой отработаем навыки сосредоточенности и осознанности (это все реально, между прочим), но наши встречи - это 1-2 часа в неделю. А все остальное время ребенок будет находиться в старой семейной системе со старыми установками и стратегиями выживания.

Догадываетесь, что победит?
Ребенок будет вынужден вернуться к старым адаптивным схемам, они то уже работают, а новые встроить в старую систему, если не ты тут определяешь правила, безумно сложно. Это уже из теории систем - с позиции подсистемы систему изменить невозможно.

Зато система нормально меняется с системного уровня. И вслед за этими изменениями меняются все подсистемные элементы, им же надо адаптироваться к жизни в новых условиях.
То есть, изменяя свои жизненные стратегии, родители могут менять способы реагирования на жизнь своих детей. В любом возрасте, пока они живут вместе единой семьей и не поменялись ролями (то есть дети не перешли в позицию заботящихся о родителях). И эти изменения будут стойкими.

Примечание 1.Чем старше ребенок, тем больше вероятность, что и ему тоже (вместе с родителем) понадобится профессиональная терапевтическая помощь, потому что дисфункциональные жизненные стратегии имеют привычку сопротивляться, и иногда от них не так легко освободиться.
Примечание 2: часто родители совершенно "неожиданно" обнаруживают, что в процессе нашей работы проблема ребенка ушла. На самом деле, уходит она, конечно, постепенно, по мере того как меняется семейная система. Но эти изменения похожи на рост цветка - вроде как растет, незаметно, а потом бац и расцвел.
Примечание 3. Качество жизни родителей при этом, как правило, существенно улучшается. Как побочный эффект.

Встречи проходят On-line (в приложении zoom)

Когнитивно-поведенческий психолог, mindfulness тренер

Дружественный грудному вскармливанию, совместному сну и осознанному родительству
Записываясь на прием, вы соглашаетесь с правилами работы
КОНТАКТЫ
  • г. Москва
  • Режим работы: 9:00-20:00 пн - сб, tg: @mamavnorme
© Психолог Ольга Родичева © Фото Наталья Ильина